официальный сайт городского округа Фрязино

Статьи

архивархив
Главная ››› Новости ››› Главное – память потомков

Главное – память потомков

 

Низкий уровень жизни старшего поколения, социальная незащищенность россиян – наверное, эти темы кому-то уже успели набить оскомину. Тем не менее, есть люди, кому по роду деятельности приходится заниматься этими вопросами чуть ли не каждый день. Именно к этой категории можно отнести депутатов фрязинского Совета, членов комиссии по социальным вопросам, торговле, занятости и бытовому обслуживанию населения Эллу Ланичкину и Ирину Коновалову.

Биографическая справка

Элла Францевна Ланичкина

Родилась в Москве. Высшее образование получила в Московском автомобильно-дорожном институте. Во Фрязино живет с 1947 года. Работает ведущим инженером ФИРЭ РАН. Летом – директором детского оздоровительного лагеря «Старт». Избрана депутатом городского Совета четвертый раз подряд.

Ирина Николаевна Коновалова

Родилась в Новороссийске. В 1982 году закончила Саратовский Государственный университет. Во Фрязино с 1996 года. С 2001 года возглавляет одно из крупнейших образовательных учреждений города – лицей. В сентябре 2005 года впервые избрана в Совет депутатов города.

– Прежде всего, хочу представить тех, кто входит в состав комиссии, – начала беседу председатель комиссии Ирина Коновалова. – Это Элла Францевна – депутат с самым большим опытом работы в представительном органе, Александр Иванович Щербаков и заведующая детским садом № 21 Надежда Ивановна Кабина. Как сказал один наш коллега, социальная комиссия – самая «шумная». На наших заседаниях всегда интересно, поскольку рассматриваемые вопросы очень многогранны и всеобъемлющи. Это образование и здравоохранение, детство и материнство, защита трудовых прав, физкультура и спорт, торговля и многое, многое другое.

Если говорить о формах работы, то они самые различные: и по письменным заявлениям граждан, и по обращениям, поступившим на личном приеме, и, конечно, над созданием и корректировкой городской нормативно-правовой базы. Последний пункт приобретает особую важность в свете нового закона о местном самоуправлении.

– Элла Францевна, фрязинцы избирают Вас депутатом уже четвертый раз подряд. И Вы работали в социальной комиссии все созывы. Знаю, что Вы принимали непосредственное участие в создании городской социальной службы, а затем возглавляли ее. Поэтому следующий вопрос Вам.

Прошлый год стал годом кардинального изменения системы социальной поддержки населения в нашей стране. Прежде всего, конечно, я имею в виду так называемый закон о монетизации льгот. Нововведение воспринято очень неоднозначно. В свете этого расскажите, что поменялось в работе Совета? Как Вы оцениваете новый закон?

– Конечно, «монетизация» была спущена сверху. Она не шла от народа. Многие растерялись, запутались. Например, закон разделил льготников на разные категории – федеральных и региональных. Люди не могли понять, как им быть. Часто фрязинцы приходили на прием с одной просьбой – разъясните, что же происходит. Ситуация потребовала напряженной работы депутатского корпуса, администрации города.

Нельзя, конечно, говорить о том, что «монетизация» несла только «минусы». Кто-то из льготников оказался в выигрыше. Например, те, кто не пользуется автотранспортом. Теперь вместо ненужных льгот на проезд они могут взять деньги. Тем не менее, отрицательных моментов довольно много. У меня сложилось впечатление, что правительство заранее не проработало механизм исполнения закона. И все внезапно буквально свалилось на головы людей. Сейчас ситуация стабилизировалась, но «монетизация» успела многим потрепать нервы.

– Как Вы оцениваете нынешнее положение по истечении  года с момента принятия закона? Люди успокоились?

– Люди не успокоились, потому что им не дают это сделать. Постоянно происходят какие-то нововведения, меняют одни документы на другие, люди куда-то ходят, нервничают. Для пенсионера все это непростое испытание. Для него замена какой-то бумажки – дополнительные сложности. Сейчас хотят выдать единую социальную карту, которую москвичи уже получили. Думаю, после этого ситуация станет более стабильной.

– Элла Францевна, была ли у Совета депутатов возможность как-то повлиять на ситуацию. Если да, то какие шаги предпринимались?

– Еще до того, как закон ввели в действие, от имени Совета депутатов в Государственную и областную думы, в федеральное правительство были направлены письма о том, чтобы людям дали возможность самим выбрать, что для них лучше – натуральные льготы или денежная компенсация. Мы обращались к медикам, которые проводили встречи с общественными организациями, и объясняли людям, как им лучше поступить. Физически же мы ничего изменить не могли, из-за того, что закон есть закон и поменять его Совет депутатов не в силах.

– Ирина Николаевна, на протяжении многих лет Вы трудитесь учителем, сегодня возглавляете коллектив фрязинского лицея. Минувший год стал не только годом преобразований в социальной сфере, но и реформы системы образования. Ваша оценка, как руководителя школы и как депутата, того, что происходит.

– Только сегодня проходил телемост по участию выпускников одиннадцатых классов в едином государственном экзамене. Это одна из форм итоговой аттестации и одна из проблем, которая связана  с начатой несколько лет назад реформой образования. Школы нашего города участвуют в эксперименте и по предпрофильной и по профильной подготовке, и по единому государственному экзамену. К сожалению, в реформе образования, так же как и при «монетизации», до конца не отработан механизм реализации. Например, ЕГЭ предполагает единство выпускного и вступительного экзаменов. Направлено это на то, чтобы ребенок не так сильно волновался, испытывал меньшую психологическую нагрузку. Но не все вузы принимают эту новую форму и соглашаются на принятие результатов единого государственного экзамена. Значит что-то нужно додумать, доработать. Предполагалось ввести государственные именные финансовые обязательства – каждый выпускник имеет право взять ссуду на оплату обучения в вузе соответственно своему сертификату по результатам, полученным в ходе ЕГЭ. Но пока этот вопрос тоже не доработан до конца и о подобных финансовых обязательствах идет только разговор.

Хочу сказать, что образование и детство – это те направления, по которым очень серьезно работает наша социальная комиссия. С момента начала работы нового Совета принят ряд положений, на мой взгляд, хорошо продуманных и проработанных. Большое внимание уделяется защите прав детей, в особенности тех, кто остался без родителей. Связано это еще и с тем, что Россия ратифицировала конвенцию ООН по правам ребенка. Поэтому необходимо корректировать местную правовую базу. Приняты положения, касающиеся социального обеспечения детей-сирот и детей, находящихся под опекой, гарантий по жилью, приемной семьи.

Иосиф Бродский сказал, что детство – это школа беззащитности. Мы должны и хотим защитить детей на муниципальном уровне, то есть на уровне нашего города.

– Кроме работы в комиссиях Совета, каждый депутат регулярно ведет личный прием жителей. Какие вопросы на сегодняшний день наиболее часто задают фрязинцы? Что их более всего волнует?

Э.Ф. Ланичкина:

– Прежде всего, скажу о той проблеме, которая сейчас по большей части решена. В прошлые годы часто поступали жалобы от пожилых граждан, в квартиры к которым любыми путями, часто незаконными, пытались поселиться приезжие. По подобным обращениям мне приходилось очень тесно работать с нашей милицией. Кстати, ее сотрудникам хочу сказать огромное спасибо за оказываемую помощь, за то, как они оперативно реагируют на просьбы. В этом году пока подобных жалоб не звучало.

Скажу о том, что сейчас «горит» – о ситуации с обслуживанием газовых колонок и плит. Для старой части города – это очень больной вопрос. С нового года просто вызов мастера стоит 223 рубля. Специалист приходит, делает осмотр, выявляет недостатки и уходит. После чего житель должен купить запчасти и потом еще раз вызвать мастера за те же 223 рубля. Возникает вопрос: откуда взят такой драконовский прейскурант на услуги? Где пожилой человек, если даже в среднем пенсия составляет три, три с половиной тысячи рублей, найдет деньги? Не говоря уже о тех, чья пенсия меньше этой цифры.

И второй огромный минус – теперь житель сам определяет, когда необходимо провести плановое обследование газового оборудования. Об этом в интервью газете «Московский комсомолец» говорит руководитель «Мособлгаза» господин Большаков. Как могут пожилые люди определить, когда нужно проходить такой осмотр? Подобное отношение может привести к самым ужасным последствиям.

– И какой выход из этой ситуации Вы видите?

Э.Ф. Ланичкина:

– Выход есть – протестовать. Мы, пенсионеры, уже умеем это делать. Знаю, что члены Консультативного совета при главе города подготовили письмо на имя тех руководителей, которые приравняли плановый ремонт газового оборудования к ремонту антенны, стоящей на крыше, к плановому обслуживанию автомобиля. Разве можно такое делать?! Фрязинским Советом ветеранов подготовлено аналогичное обращение в Государственную и областную думы, в федеральное и областное правительства. Мы не требуем все делать бесплатно, но цены должны быть разумными. Может быть, стоит включить обслуживание оборудования в стоимость газа, как это было и раньше. Но необходимо сделать тарифы разумными, доступными для горожан.

И.Н. Коновалова:

– Думаю, что в конце концов этот вопрос придется решать на местном уровне. Администрация нашего города здравомыслящая, умеет просчитывать ситуацию. Поэтому уверена, будут изысканы средства и возможности, чтобы выйти из непростого положения.

– На одном из последних заседаний Совета рассматривался вопрос о судьбе дома Героя Советского Союза Ивана Ивановича Иванова. Мнения депутатов разделились. Большинство поддержало идею создания на месте дома мемориала. Знаю, что и среди фрязинцев есть разные точки зрения. Кто-то за сохранение дома и создание в нем музея, кто-то считает такой подход неоправданным. Пожалуйста, прокомментируйте вашу позицию.

И.Н. Коновалова:

– Вопрос о доме Иванова обсуждается уже давно, он стоял на повестке дня еще у прошлого состава Совета. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Тем не менее, принимать кардинальное решение пришлось нам. Да, мнения депутатов разделились. Часть была «за», а часть «против» сноса дома. На заседаниях соцкомиссии мы не раз изучали все документы, консультировались со специалистами, запрашивали материалы у различных инстанций. Полученная информация подтверждает все выводы, которые были представлены на заседании Совета. Дом не имеет архитектурно-исторической ценности, здание находится в аварийном состоянии. Члены комиссии выходили на место, видели все своими глазами.

Если говорить о предложениях, которые звучат от инициативной группы, о реставрации дома с последующей передачей ветеранским организациям, о создании в нем музея, то это требует очень больших финансовых вложений.

Кто-то пытается обвинить Совет в том, что в городе ничего не делается для сохранения памяти о наших героях-земляках. С этим я категорически не согласна. В первой школе прекрасный музей, экспозиция которого посвящена Ивану Ивановичу Иванову. Есть музей в нашем лицее, носящий имя Героя Советского Союза летчика Бориса Никандровича Еряшева. В гимназии замечательный музей авиаполка Нормандия-Неман. В школах проходят встречи с ветеранами, уроки мужества, внеклассные мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию молодежи. Память сохраняют в наших детях учителя, ветераны, те, кто приходит и рассказывает о ратном подвиге. В городе есть прекрасный выставочный зал, может быть, стоит там создать экспозицию.

Приведу выдержку из стихотворения Владимира Высоцкого:

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
Там кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает…

Да, все равно, что будет стоять – дом, стела или вечный огонь. Самое главное – память о Герое.

Если найдутся энтузиасты, готовые вложить свои силы в реставрацию дома Иванова, то я первая буду «за» и окажу посильную помощь в этой работе.

– Депутатами обсуждался вопрос о том, каким может быть мемориал?

И.Н. Коновалова:

– Не только на Совете, а и на комиссии этот вопрос обсуждался. Предложений звучало много. Если, допустим, это будет стела, то можно провести городской конкурс на лучшее архитектурное решение. Может быть, стоит подумать над созданием Вечного огня. У нас есть прекрасная традиция: когда молодожены подъезжают к мосту, муж на руках переносит через него свою избранницу. Почему бы в этот торжественный момент сначала не положить цветы к вечному огню, а потом неси свою возлюбленную в прекрасное будущее, которое для тебя защитили люди, в честь которых зажжен этот огонь.

– Большое спасибо за интересную и содержательную беседу.

Беседовал Алексей Куров

Еженедельная газета г. Фрязино «Ключъ» № 13 (776), 5-11 апреля 2006 г.

05.04.2006 18:18