официальный сайт городского округа Фрязино
Главная ››› КлючЪ ››› Джон был обычным мальчишкой...

Джон был обычным мальчишкой...

15 февраля исполнилось 20 лет с того момента, как советские войска покинули Афганистан. Накануне этой даты мы побывали в музее школы № 3, в которой учился Джон Зотов, погибший при исполнении интернационального долга.

      Музей Боевой славы школы № 3 открылся в 1985 году – накануне 40-летия праздника Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Он носит имя 184-й Красно-знаменной Духовщинской орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, в которой воевал наш земляк, Герой Советского Союза Александр Григорьевич Дудкин. За эти годы накоплен огромный материал – в картотеке музея 400 адресов однополчан Дудкина, собранных по 84 городам Советского Союза, ведется переписка. Каждый год школьники вместе с руководителем музея – Натальей Петровной Алексеевой – 9 мая едут в Москву, на встречу ветеранов дивизии. – Приезжает их все меньше, – рассказывает Наталья Петровна, – но мы присутствуем всегда – один раз пропустишь, и связь прервется. Берем штандарт дивизии, ставим на видное место – ветераны идут, ищут его взглядом, ориентируются на него.
     Чтят в школе и память бывших учеников, погибших в горячих точках, – Джона Зотова (Афганистан) и Павла Блинова (Чечня). На фасаде школы установлены мемориальные доски, в музее оборудованы стенды… Но и все остальные выпускники третьей школы – участники локальных конфликтов – не забыты. Так, по воинам-афганцам собран памятный альбом «Интернациональному долгу – верны!» В нем фотографии, а также вырезки из статей и воспоминания о Сергее Тимохине, Алексее Калугине, Валерии Нефедове, Анатолии Демине, Евгении Полунове, Павле Множине.
     – Остались в школе учителя, у которых учился Джон Зотов? – спрашиваем у Натальи Петровны.
     – Таких только двое, – отвечает, – я и Татьяна Михайловна Забуранная. – А Джон был обычным мальчишкой, спортом занимался – занял первое место в соревнованиях по боксу, посвященных разгрому фашистских войск под Москвой, – ему грамоту за это вручили от «Олимпа», с ребятами они собирались, на гитаре играли… Таким и запомнился…
     …Меня отправили в Туркестанский округ. Может, оттуда – в Афганистан, – как-то написал Джон в письме домой. И после письма приходили уже непосредственно из страны пуштунов и таджиков. Последнее – из Джелалабада:
     «Мне здесь очень понравилось. Кругом – горы, много деревьев, все зеленое, растут лимоны, апельсины. В части я попал в десантно-штурмовую бригаду минометной батареи. Мама, помнишь, ты мне предсказала, что я буду служить в десанте связистом? Так оно и получилось. Коллектив здесь дружный, сплоченный. Ребята все отличные… Скоро буду командиром радиоотделения. На днях поеду в командировку, примерно на месяц. Так уж извините, если будет мало писем. Целую. Джон.»
     17 декабря 1984 года Джона Зотова не стало. Фрязинский паренек погиб при выполнении боевого задания, машина, в которой он находился, подорвалась в горном ущелье. Джона в тяжелом состоянии доставили в госпиталь, где он скончался от тяжелых ран…
     Всего с 1979 по 1989 годы в Афганистане погибло почти 15 тысяч советских солдат и офицеров. История этой войны знает немало примеров мужества наших воинов, наша задача – постараться все вспомнить и ничего не забыть. Например, о восстании советских военнопленных в горах под Пешаваром.
     26 апреля 1985 года в крепости Бадабера, где находились тренировочная база афганских мятежников и тюрьма для военнопленных, вспыхнуло восстание советских военнослужащих, попавших в плен в Афганистане. Доведенные до отчаяния невыносимыми условиями содержания и голодом, группа советских солдат разоружила охрану, захватила некоторые помещения тюрьмы и потребовала встречи с советским послом, с представителями ООН и других международных организаций. Восставшие также заняли арсенал и одно из укреплений. Все атаки душманов были отбиты. На помощь им пришли части пакистанской регулярной армии, но отбросили и их. Тогда мятежники подтянули к Бадабере тяжелую артиллерию. Во время обстрела один снаряд попал в склад боеприпасов. Взрыв и начавшийся пожар не оставили восставшим ни одного шанса выжить. После этого случая один из наиболее радикальных главарей афганских мятежников Гульбетдин Хекматияр приказал своим бойцам «шурави» (то есть советских) в плен не брать.
Вечная память!
 
Сергей ВАСИЛЬЕВ.
 
Еженедельная общественно-политическая газета г. Фрязино «Ключъ» №6 (922) от 18 -24 февраля 2009 г.